Жалоба в страховую компанию
Лет 20 назад мы с изумлением смотрели зарубежные кинокартины, где почти все жизненные вопросы героев фильма решались через суд: раздел имущества, взаимоотношения родителей и детей, не нравящееся поведение соседей – чуть что – пожалуйста, повестка.
В нашей же стране «государственный» суд считался случаем экстраординарным – а решение бытовых, хозяйственных и иных проблем, возникающих в личностных взаимоотношениях, выносилось обычно на «суд общественности» — и парткомы, месткомы, домкомы, профсоюзы, советы коллективов, творческие союзы и тому подобные инстанции «разрулить» ситуацию порой помогали. Насколько подобное решение было справедливым, судить не будем. Но одно можно сказать точно: далеко не всегда итог соответствовал букве закона, хоть зачастую и считался приемлемым.
Зато сегодня – в эпоху правового государства – суд стал настолько нам привычен, что большинство автовладельцев приходят к нашим юристам с единственной просьбой: помогите выиграть суд с банком, или с ГИБДД, или со страховой компанией (СК). Абсолютно забывая о том, что ни один суд попросту не примет у вас иск к рассмотрению, если вы не пытались обсудить разногласия и найти приемлемое обеим сторонам конфликта решение в досудебном порядке.
С точки зрения юриспруденции досудебное урегулирование включает проведение переговоров сторон (в конкретном рассматриваемом нами случае – автовладельца и сотрудников или представителей СК), ведение переписки по существу вопроса, оформление и подача разного рода претензий и жалоб.
Как правильно написать жалобу в страховую компанию?
Вы должны четко понимать, что, если вам не выплачивают страховое возмещение после ДТП, выплатили сумму, недостаточную на покрытие расходов по ремонту, или затягивают с выплатой чрезмерно – вы не должны сразу нести в суд исковое заявление. Поначалу требуется, как выражаются многие, жалоба в страховую компанию.
Что не совсем верно, поскольку в официальном смысле слово «жалоба» означает официальное заявление, в котором указывается на неправильное (незаконное) действие учреждения или должностного лица. Жаловаться в страховую компанию можно на какого-либо из ее сотрудников за какие-то его частные действия, но жаловаться в СК на саму же страховую никакого смысла нет.
Пробовать, конечно можно: напишите заявление, где изложите суть ситуации, как с вами обошлись и почему это несправедливо (указывая конкретные пункты договора и правил страхования, которые были нарушены). Только вряд ли на такой документ руководство СК среагирует. Поэтому в страховую сразу направляется официальная претензия, которая либо подвигнет СК удовлетворить ваши требования, либо в суде послужит доказательством вашей попытки урегулировать конфликт.
А подать жалобу, от которой возможен толк, можно лишь в инстанцию, обязанную законным образом проверить действия страховщиков и оказать на них необходимое воздействие.
Для страховых компаний такими инстанциями являются:
- Центробанк РФ (часто упоминаемые в интернете Федеральные службы – страхового надзора (ФССН) и по финансовым рынкам (ФСФР) – упразднены и их функции переданы ЦБ);
- Российский союз автостраховщиков (РСА) – касательно страхования ОСАГО.
Жалоба на страховую компанию может быть подана в одну или обе (по ОСАГО) организации по адресам:
- ЦБ — 107016, Москва, ул. Неглинная, 12 (телефон: (495) 771 91 00);
- РСА — 115093, Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение 3 (телефон: (495) 771-69-44).
Приводить образцы претензий в СК и жалоб на СК в РСА или надзорный орган смысла нет никакого. Во-первых, единой формы этих документов нет – и быть не может – поскольку каждый случай неправомерного поведения СК индивидуален. И претензия в СК по КАСКО при отказе в выплате при угоне транспортного средства будет по сути кардинально отличаться от претензии при нарушении сроков страховой выплаты по ОСАГО.
А жалоба в Российский союз автостраховщиков на нарушение страхового законодательства страховой компанией «Рога и копыта» при неправомерном отказе в выплате страхового возмещения существенно отличается от жалобы в ЦБ РФ при занижении страховой компанией «Страх и ужас» суммы выплат на ремонт автомобиля при ДТП.
При необходимости вы всегда можете скачать требуемые образцы из интернета или – что лучше – обратиться за помощью к профессионалам: наши юристы всегда готовы помочь вам составить необходимые документы – письма, заявления, жалобы, претензии и другие – во все инстанции, которые могут помочь вам восстановить нарушенные права. Важно то, что руководство нашей компании многие годы защищало интересы именно страховых компаний – так что все наши юристы прекрасно осведомлены об их уловках, и говорят со страховщиками на понятном им языке. Что очень часто оказывает необходимое действие.
Звоните, приезжайте, обращайтесь – мы защитим вас от беззакония.